Традиции цветовой культуры различных эпох и народов

Символические значения цветов также вызывают у людей эмоциональные реакции. И здесь, конечно, больше субъективных факторов. То есть «окраска» или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живёт и др.

И тем не менее есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Символика цвета уходит своими корнями в глубь веков - в Древний мир. Интереснейшие сведения по этому вопросу приводят в своих книгах Л.Н. Миронова, М.О. Сурина, Л. Айсмен. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области. Именно его мы сейчас и рассмотрим.

Примитивные культуры.Поскольку для древнего первобытного человека характерно было мифологическое мышление, то цвет исполнял роль «слова», обеспечивающего возможность его общения с богами. Цвет и краска были средствами коммуникации не только между людьми, но и являлись магически заклинательными средствами, связью между человеком и богами. Основная палитра применявшихся в магических целях красок - красный, белый, чёрный. Каждому цвету придавалось определённое смысловое значение и магическая сила. Красный цвет олицетворял - огонь, тепло, солнце, кровь, жизнь. Как символ огня, он помогал бороться за жизнь. Так, например, новорождённых у многих африканских народов красили красной краской полностью или надевали на руку красную повязку для того, чтобы красный цвет помогал им бороться с болезнями и злыми силами. (Красную повязку до сих пор многие родители и в Африке, и у нас надевают на ручку малыша для защиты от «сглаза».) Красный был символом защиты и для взрослых: воины раскрашивались в красный, одевали красные амулеты. Такая окраска возбуждала собственную активность и устрашала врагов. Особенно хорошо до сих пор это видно в традиционных нарядах аборигенов Австралии, североамериканских индейцев. Для вождей, жрецов, богов красный цвет был главным цветом в одеянии и их изображении. Не менее почётное место в культуре первобытных народов принадлежит белому цвету. Он символизировал такие важнейшие для человека понятия, как дневной свет, молоко матери, вода. Всё это несло жизнь, исцеление, очищение. Поэтому белый цвет соотносили с добром, благом, добрыми духами, святостью. Самая широкая сфера, где использовался этот цвет, - это религиозные и магические обряды. Шаманы, колдуны одевались, в основном, в белые одежды, когда совершали обряды, связывающие их с высшими силами - богами, духами предков.

В похоронных обрядах у многих примитивных народов применялся белый цвет. Покойников укутывали в белый саван, так как считалось, что тем самым они приобщались к потусторонней божественной силе. Родственники, в силу связи с покойником, тоже были в белом. Сегодня в Европе родственники покойного одеты в чёрное, а вот покойников, особенно в сельской местности, хоронят в белой обуви и покрывают белой тканью. Женщины многих племён, когда их мужчины уходили воевать, надевали белые одежды, призывая тем самым светлых духов, богов помогать воинам.

Чёрный цвет уже в те далёкие времена противостоял позитивным цветам - красному и белому. Как правило, связывался с темнотой, ночью, злом, смертью. Но уже тогда появляются взгляды на двойственное значение чёрного цвета. То есть что он, как и всё в этом мире, может носить и негативный характер, и позитивный. Так, например, у африканского народа ндембу чёрный - цвет любви и брака, так как он ассоциируется с ночью и темнотой, благоприятной для брачных дел. В мифологии многих народов отчётливо выражена параллель между браком и смертью. Схождение с женщиной приравнивается к погружению в преисподнюю, то есть сравнивается со смертью, после которой, однако, следует новое рождение. Поэтому нетрудно понять связь между брачными обрядами и чёрным цветом. (И не удивительно слышать ответ, пусть сказанный и с юмором, на вопрос: «Почему современные женихи, в основном в черных костюмах?», что это - «символ траура по беспечной холостой жизни»).

Конечно, из сказанного не следует, что примитивные народы не применяли (или, как высказывают предположение некоторые исследователи, не видели) других цветов: синего, зелёного... Они не применяли их столь же широко как магически-заклинательные средства, поняв или «услышав» свыше, что большей силой для этих средств обладают именно три цвета - красный, белый, чёрный. А что касается их видения, то, конечно, были и до сих пор есть некоторые племена аборигенов в Австралии, где все цвета для них делятся исключительно на светлые и тёмные. (Как им, наверное, легко и просто жить?!). А вот аборигены архипелага Бисмарка обладают феноменальным цветовым зрением, которому могут позавидовать современные колористы. Так, например, они различают следующие оттенки чёрного: коткот - это блестящий чёрный цвет ворона; ликутан - просто тёмный до темноты; товоро - это чёрный цвет обугленного ореха мучного дерева; лулута - чёрная грязь болот в зарослях манговых деревьев; ден - чёрная краска, полученная от сожжения смолы канареечного дерева; утур - это цвет обугленных листьев бетеля... Ну как? Сравните с русским языком или английским, где единственное обозначение чёрного цвета - «чёрный», «black».

С красным цветом в русском языке побогаче - алый, кумачовый, червовый, багря-ный... У англичан и здесь очень лаконично - «red» и всё. (Уж не являются ли те, «примитивные» аборигены Австралии дальними родственниками англичан?)

Древний Восток.Естественно, что культура первых цивилизованных государств (Египет, Шумеры, Китай, Индия) унаследовала многое от доисторических предков. Но они начинают создавать собственные религии, то есть взгляды на устройство мира начинают меняться. Миром управляет уже не человек с помощью духов, а боги. Но они управляют миром по определённым законам, которые человек должен знать и соблюдать, если хочет хорошо жить.

Народы Древнего Востока пытались осознать мир как цивилизованный «космос», в котором существуют закономерности. И видную роль в этом космосе играл цвет. (Современный Запад наконец-то осознал и преклонился перед вековой мудростью Востока.) Наиболее развитые учения о цвете созданы в Древнем Китае и Индии. Здесь отношение к цвету носило «философско-космологический характер».

Дальний Восток: Китай, Япония. В памятнике древнекитайской мудрости «И-Цзин» - «Книге Перемен» - выделено пять канонических цветов, соответствующих основным космическим составляющим Вселенной - планетам, сторонам света, стихиям, временам года:

Вроде бы все сочетания подходят и для нашего европейского мышления и жизненного опыта, кроме разве что сочетания «белый - осень». Наша осень - красно-жёлтая. Почему же у китайцев она белая? А потому, что осень в Китае - время сбора главной сельскохозяйственной культуры - белого риса. Осень - это пора увядания, смерти природы. Поэтому издавна белый цвет на Дальнем Востоке - символ траура. Кроме того, белый цвет связан с западом, а с запада на древних китайцев нападали кочевники, несущие смерть. В философии Китая чёрные и белые тона дополняют и оттеняют друг друга, вместе создают принципы жизни, сливаясь в бессмертную монаду Инь - Ян (рис. 23).

Этот знак стал символом единства противоположных, но жизненно необходимых гармоничных сил - дня и ночи, мужественности и женственности, жизни и смерти и т.д Символика цвета была важнейшим принципом в религиозных и светских обрядах, архитектуре, изобразительном искусстве, одежде. Так, например, жёлтый цвет символизировал благородство и святость, поэтому жёлтые одежды мог носить только император - главный представитель власти. Синий цвет символизировал бессмертие, поэтому император восседал на синем кресле, его подчинённые - на зелёных. Одежды (как самого императора, так и простых смертных) меняли свой цвет с учетом смены времён года. То есть китайцы считали и считают до сих пор, что любая деятельность человека должна органически вливаться в жизнь и взаимодействие стихий, лишь тогда она будет плодотворной. Невеста в Китае до сих пор, если свадьбу проводят по китайским традициям, а не европейским, выходит замуж в красном платье. Её свадебная повязка - красная. Невеста и жених пьют из двух чашек, связанных красной нитью. Красный цвет символизирует кровную связь. Первоначально колорит одежды, интерьеров дворцов, живописи Китая был многокрасочен. Но с появлением даосизма всё становится более приглушённым, монохромным, начинает цениться туманность и недосказанность, что передалось «детищу» Древнего Китая - Японии. Как и в Китае, любимыми цветами японцев являлись красный цвет и золотой.

Красный - цвет Солнца, приносящий благоденствие, благополучие, урожай. Японцы верили, что красный цвет предохраняет от злых сил, болезней, несчастий. Поэтому японские парусники, уходя в дальнее опасное плавание, были окрашены в красный цвет.

Зелёный цвет был символом вечнозелёных растений, вечной жизни.

Белый цвет - символ священной славы, богов, чистоты и невинности.

Коричневый цвет также пользовался у японцев большим уважением. В определённый период (794 - 1192 г.) император и его приближённые носили преимущественно коричневые одежды.

Чёрный цвет был символом тайны, несущей в себе глубину неизвестности. Хорошо, когда эта неизвестность приносила деньги, символом которых и в Японии и в Китае был тот же чёрный цвет.

Индия.Не менее развитое и последовательное, чем в Китае, учение о цвете было создано также в Древней Индии.

Оно излагается в книге древнеиндийской мудрости «Упанишады», в поэмах «Махабхарата», «Рамаяна». У индусов также три основных цвета - красный, белый, чёрный. В эти цвета окрашены главные стихии и жизненные начала. А основные начала всего сущего это, источник света и тепла, огонь (красный цвет); вода (белый цвет); пища (чёрный цвет). Белый цвет являлся атрибутом богини красоты и любви Лакшми. Он также являлся цветом одеяний многих будд, олицетворявших Порядок и Совершенство. Люди, принадлежащие к высшей касте, одевались в белое. Самым цветом древних индусов был красный, а менее - зелёный. Наверное потому, что в Индии природная зелень в изобилии, а глазу для гармонии нужно что-то противоположное. (В «Махабхарате» изложены каноны женской красоты (своеобразный «колористический» стандарт женской красоты.) У красивой женщины должны быть обязательно красными:

«Ладони и мочки, подошвы и губы,

Следы твоих ног, что поклонникам любы».

(Так что, дорогие женщины, как стать красивейшей женщиной, по крайней мере, для знающих толк в любви индусских мужчин, вы уже знаете.)

До сих пор многие индусские женщины выходят замуж в красном.

Красный цвет символизировал любовь, радость, жизнь, энергию. Великий бог Брахма изображался красным или золотым.

Чёрным цветом изображался глава чёрных демонов Кришна - символ дурных дел и мыслей, подземного мира.

Синий цвет символизировал высшую мудрость. Молитвенные свитки писали синим цветом - индиго. Индусы верили, что это цвет «третьего глаза», который повышает интуицию.

Ближний и Средний Восток. Ближний и Средний Восток - родина первых цивилизаций, источник культуры Европы и Азии. Главное, что объединяло многочисленные народы данного региона (арабов, египтян, евреев), - это отношение к главной силе природы - Солнцу. Солнце - первый бог человека. Все остальные божества, так или иначе, связаны с Солнцем и светом. Образы «светоносных» богов пишутся самыми сияющими красками - золотыми, белыми, красными. Жрецы носят белые одежды и головные уборы. Чистота белого была показателем социального статуса. Белые животные также считаются священными. Цари носят красные одежды, расшитые золотом. Красный цвет почитался ещё и как цвет плодородия.

Золотой - принадлежность всех солярных богов и земных царей (фараонов). Золотые саркофаги, браслеты и головные украшения были принадлежностями только царей, как и золотые накладные бородки (рис.)

К божественным цветам добавлялись также синий и зелёный. Синий цвет - символ неба - обиталища богов. Особенно его любили египтяне. Он производился из полудрагоценного камня - лазурита, который добывался только в Египте. Из него делали различные украшения, амулеты, сосуды. В XVIII веке, когда связь Франции с Египтом была прервана, Наполеон объявил указ о громадном вознаграждении тому, кто искусственным путём создаст краску, подобную той, что получали из лазурита. Именно она добавлялась в краску для сукна, из которого шили шинели наполеоновским воинам. Но, увы, эстетический вкус и запрос самого Наполеона никто не смог удовлетворить, и это оказалось «последней каплей» в решении Наполеона идти походом на Египет. Внутренние помещения пирамид окрашивали в голубые тона, чтобы души умерших фараонов могли приблизиться к богам. Синими красками расписывали саркофаги фараонов. Их головные уборы имели огромное символическое значение. Они изображали ауру, возникающую вокруг головы. Синий цвет указывал на ауру сверхчеловеческого разума и духовности, которыми могли обладать только боги и фараоны. Зелёный цвет был символом воскресающего каждую весну Осириса - бога злаков, то есть, символом возрождающейся природы.

Греция и Рим.В эпоху античности свет и цвет становятся предметами размышления философов. Они пытались проникнуть в тайну физической природы света и цвета, а также процессов зрения. Демокрит и Платон предвосхитили корпускулярную теорию Ньютона. Аристотель вплотную приблизился к волновой теории света.

Классификация цветов по Аристотелю связывала главные цвета со стихиями.

Белый соответствовал цвету трёх стихий - воды, воздуха, земли. Желтый - цвет огня. Чёрный - цвет мути, хаоса.

В одеждах древние греки предпочитали светлые цвета, особенно белый.

За каждым богом был закреплен определённый цвет. Так, например, жёлтый цвет был цветом Афины - богини мудрости и покровительницы знаний и искусств. Синий цвет ассоциировался с Афродитой - богиней красоты. Чёрный цвет - с богами подземного мира, царства мёртвых. У римлян любимым цветом стал красный. Плащи и щиты римских легионеров были красного цвета, чтобы придавать воинам больше активности, смелости, агрессивности.

Пурпурный цвет (красный с синевой) стал императорским цветом, так как только император мог носить пурпурные одежды, его приближённые могли украшать свою одежду лишь пурпурной канвой. Причина такой «императорской ценности» этого цвета заключалась, конечно же, в корнях древней символики красного цвета, как цвета богов и его наместников на земле - царей, а также трудностью добывания этого красивейшего цвета. Его получали из маленьких морских улиток. «Море» улиток уходило на то, чтобы выкрасить тогу императора. Позже европейские короли подхватили эту традицию - символ. Их троны, мантии, центральные залы были пурпурного «императорского» цвета. Сенаторы надевали синие тоги - символ авторитетности и серьёзности, благородства. В первый день нового года римский консул должен был носить белые одежды и ехать в Капитолий на белом коне, чтобы прославлять победу Юпитера - бога света - над духами тьмы.

Символика Средневековья. Западная Европа.

В Средневековой Европе отношение к свету и, соответственно, к цвету можно назвать богословским. Свет рассматривался как бог, а цвет - божье слово, материальное воплощение света. В Священном писании свет и цвет воспеваются как «венец всяческой красоты». Радуга же - знак завета между богом и людьми, мост, соединяющий небо и землю. Она была сотворена богом, как подарок - завет людям, заверение, что больше потопа не будет. Кстати, Священное писание также называется Заветом. Вот уже много веков люди восхищаются многокрасочной красотой этого подарка, хотя некоторые и не подозревают, что это, возможно, самый ценный завет Бога - символ гармоничной жизни на земле. В Средневековье существовал религиозный «цветовой код», понятный всем членам общества. Он использовался во всех творениях рук человеческих - архитектуре, одежде, живописи, скульптуре и т.д.

Так, «божественно-канонические» цвета - белый, золотой, красный, синий, зелёный. Белый - символ света, божественной чистоты, блага. Одежда святых, апостолов, ангелов изображалась на иконах, мозаиках, витражах белым цветом как знак приобщения её владельцев к божественному чину.

Красный символизировал энергию, тепло, любовь, жертвенность. Красный - это кровь Иисуса Христа, пролитая во спасение человечества, во имя любви к людям. В пурпурных одеждах изображался Христос, уже вознёсшийся на небеса, а также сам Бог. Золотой - застывший солнечный свет, богатство, власть (имелись в виду божественные, духовные власть и богатство). На иконах нимбы святых, фоны были золотыми. Со временем золотая краска стала в целях экономии заменяться жёлтой.

До XII века символический смысл жёлтого цвета был положительным, но затем он приобретает также и негативное значение. Жёлтый становится цветом предательства и лжи. Иуду начинают изображать в жёлтых одеяниях. Во Франции двери домов предателей и преступников красили в жёлтый цвет. В Испании еретиков, восходивших на костёр, наряжали в жёлтые одежды. Жёлтый цвет стал отрицательным символом ещё и потому, что его связывали с эпидемией лихорадки, разразившейся в Европе в XII веке, которая вызывала жёлтые галлюцинации. Он стал цветом болезни, сумасшествия, разлуки. Отсюда примета, что «жёлтые цветы - к разлуке».

Синий - самый мистический цвет, символ неба как обиталища божественных сил, цвет духовности и высокой надмирности. В синем одеянии часто изображали деву Марию - как символ материнства, женственности. Когда её изображали на небесах, то она уже была в пурпурных одеждах, как «царица небесная».

Зелёный цвет напоминает о земной жизни Христа. Как и в древних культурах, он служит символом воскресения, весеннего обновления, юности и расцвета. Негативные цвета - чёрный, серый, коричневый.

Чёрный - противоположен свету, символ мрака, смерти, ада, дьявола. На протяжении многих веков чёрная одежда символизировала отказ от чувств жизни и строгое самоограничение (одежда плакальщиц, вдов). Как символ смерти он обозначал умерщвление плоти, поэтому монахи со временем надели чёрные и коричневые одежды как знак смирения и отказа от мирских радостей.

Чёрный цвет связывали также с мистикой, колдовством, чёрной магией и сатанинскими обрядами. Считалось, что ведьмы могли превращаться в чёрных котов, ворон, собак. Бедные чёрные собаки, а особенно чёрные коты: как им не везло в жизни, сколько их было перебито из-за цвета. «Чёрной овцой» до сих пор называют тех, кто «сбился с праведного пути» и приносит позор семье.

Серый был цветом нищенской одежды, цветом отверженности. Император Карл Великий своим указом повелел простым людям одеваться в серое. На Руси солдат одевали в серые шинели, отсюда выражение - «серая скотинка». По отношению к народу серый означал «малоразвитый, необразованный».

Коричневый цвет - это грязь, тление живых растений. Это был цвет кающихся грешников.

Фиолетовый (пурпурный) - цвет торжественного одеяния высшего христианского духовенства - прелатов Римской церкви, символ наивысшего приближения к Богу. Со временем французские короли по той же причине выбрали фиолетовый в качестве траурного королевского цвета.

Цветового кода должны были строго придерживаться художники, изображавшие на иконах, фресках, витражах сцены из Библии. Цвет помогал простому человеку, приходящему в церковь, «читать» божественную азбуку бытия. Особенно огромное влияние оказывала на человека яркость красок цветной симфонии света, льющегося в готические соборы сквозь многоцветные витражи. От радужного сияния этих витражей человек получал психологическую и прекрасную целительную, физиологическую подпитку для души и всего организма.

Ближний и Средний Восток. В начале VII века в странах Ближнего и Среднего Востока распространилась новая религия - ислам, провозгласившая единым богом Аллаха, а его пророком - Магомета.

Главная книга ислама Коран содержит не только догматы веры, но и начала философской эстетики. В частности, в ней даются цветовые предпочтения.

Также много о цветовых предпочтениях мусульман можно узнать из знаменитой интереснейшей книги мудрых сказок «Тысяча и одна ночь».

Символическое значение цветов в исламе почти такое же, как у христиан. Божественные цвета - белый, золотой, красный, синий, зелёный.

Белый - божественный знак чистоты, духовности. Он считался лучшим цветом, так как отражает множество достоинств (ведь белый цвет - это сумма семи цветов). Белые одежды, белые тюрбаны - знак духовного очищения и перерождения. Белый - это также и цвет траура, но его положительное значение сохраняется, так как смерть мусульманами не воспринимается трагически, а есть лишь переход к вечной жизни и покою.

Золотой - «эликсир солнца», свет, слава.

Красный - огонь, тепло, жизнь, кровь, любовь.

Синий - небо, обиталище богов.

Зелёный - цвет Рая, цвет гармонии, весеннего цветения, знамени Магомета. Зелёную чалму могли носить только высшие духовные лица.

Рай - конечная цель и мусульманина, и христианина. Но в отличие от христиан, мусульмане создавали подобие райского сада уже на земле: цветущие сады, цветистые ковры, яркая узорчатая посуда и ткани, многоцветные украшения. Особенно высоко ценились украшения из драгоценных камней. Мусульмане ценили их не только за красоту, но и за пользу, которую приносил цвет различных камней. Так, например, они считали, что красный рубин придаёт его обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи.

А бирюза, синий лазурит - камни, которые укрепляют сердце, устраняют страх, успокаивают психику. Известная восточная легенда рассказывает об одном падишахе, заболевшем ипохондрией (психическим заболеванием), которого никто не мог вылечить, кроме одного мудрого странника. Странник посоветовал всё вокруг падишаха превратить в синее - стены, посуду, одежду падишаха и придворных, включая наложниц. И произошло чудо - падишах выздоровел. Хотя это - вовсе не чудо, а результат психофизиологического воздействия синего цвета на человека. Затем весь город по приказу падишаха был выкрашен в синий цвет. Что, конечно же, явилось уже перебором - колористически неверным решением.

Синий и бирюзовый цвет («откровение Востока») были самыми любимыми цветами мусульман Востока. В силу того, что они ассоциировались с прохладой, влагой, столь желанной в этих жарких краях.

Ещё одно отличие мусульманского цветового кода от христианского заключается в том, что чёрный не считался негативным цветом. В Коране говорится, что ночь (как и день) - явление прекрасное, что Аллах сделал ночь успокаивающим «одеянием» для человека. Чёрный - цвет плодородной земли, кормящей людей. Чёрный - цвет волос и глаз восточной женщины. (Разве мог Великий и Могучий Аллах создать такую красоту, применяя «негативный» цвет!?)

В городе Мекке, в главном храме всех мусульман - Каабе - хранится чёрный камень, около которого в своё время сидел Магомет. Считается, что камень этот наделён божественной силой. Он, якобы, не тонет и исполняет желания благочестивых мусульман, совершающих раз в году паломничество в Мекку. Но тем не менее чёрный цвет у мусульман - также символ грязи и греха.

Как видим, цветовая символика у разных народов и в различные времена - это был продукт:

а) наблюдений за природой (цветовые ассоциации возникали из жизненного опыта - красный огонь, чёрная ночь);

б) психофизиологического воздействия (успокаивающий синий на Востоке, возбуждающий красный в Риме);

в) культурно-исторических традиций («императорский» пурпур, «траурный» белый на Востоке).

Символика цвета - одна из интереснейших, «разноцветнейших» глав в колористике. Даже из такого краткого обзора видно, как богата цветовыми символами история человеческой культуры. И как цветные ниточки символики и ассоциаций тянутся к нам сегодня из древних времён, переплетаясь и создавая прекраснейший, богатейший по цвету ковёр единой мировой культуры человечества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткая история альпинизма | Основные инструменты


Дата добавления: 2020-02-11; просмотров: 14;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Введите нужный запрос и Знаток покажет, что у него есть.
Znatock.org - Знаток.Орг - 2017-2020 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.021 сек.