Краткая история Японии





Для того чтобы лучше понять этапы развития фортификации и эволюцию осадного искусства, нужно вкратце рассмотреть историю Японии. Читатели, которые хорошо знакомы с историей этой страны, могут сразу переходить к следующей главе.

Японские острова были заселены представителями айноидной, или индокитайской, ветви южной расы еще с эпохи палеолита и мезолита. Однако не эти племена составили расовую основу японцев. В период Яёи (III век до н.э. - III век н.э.) наблюдались значительные миграции из Китая и Кореи, а также с островов Южной Азии. Пришельцы сначала более густо заселяли Южную и Юго-Западную часть архипелага и менее густо - центральную часть. Затем они принялись укреплять свои позиции и оттеснять к северу коренных жителей, которые ныне представлены немногочисленными айнами, выжившими на Хоккайдо.

Следующий период в истории Японии, о котором мы располагаем значительно большим количеством информации, получил название Ямато (III век н.э. - 710 г.). В это время бронзовые орудия сменяются железными. Активно развиваются науки и инженерно-строительное дело. Характерной чертой этого периода можно считать могильные курганы кофун, благодаря которым мы располагаем бесценными экспонатами оружия и доспехов, а также многочисленными глиняными фигурками ханива, изображающими людей и животных.

В этот период происходит формирование кланов, каждый из которых существовал независимо на своей территории. Выделение в III веке царского клана стало поворотом к политической власти. Царский клан обычно правил при помощи «советников» - представителей других сильных кланов. В ходе сложения государственности появились «владыки округов» (агата-нуси) и «управляющие областями» (куни-но-мияцуко), те же вожди местных кланов, но уполномоченные на управление областью царем.

В V—VI веках идет процесс объединения страны, и в VII веке Япония превращается в централизованное государство. В 552 г. в стране официально вводится новая религия - буддизм. В это время активно развиваются внешнеполитические отношения Японии. С 413 по 502 г. сношения с Китаем становятся регулярными, затем прекращаются на столетие и вновь делаются регулярными с начала VII века. Происходит широкое заимствование всех подходящих новшеств из Китая. В V веке в Японии появляется китайская письменность, получившая особенно широкое распространение в VI веке. Теория и практика управления государством династией Тан послужили образцом для реформ Тайка (646 г.). Менее однозначными были отношения с Кореей. Соперничавшие между собой корейские государства неоднократно обращались к Японии за помощью, и Япония не раз сама или в союзе с каким-либо из этих государств воевала в Корее.

Особенно серьезные последствия для Японии имело вторжение в Корею в 663 г. Японские войска потерпели полное поражение от армии китайской империи и корейского государства Силла. Создалась опасность китайского вторжения на Японский архипелаг. Японцы возвели береговые укрепления и создали контингенты «береговой стражи». Положение было столь серьезным, что в 667 г. японцы даже перенесли императорскую ставку из порта Нанива в глубь страны, в район Оми.

После «переворота Тайка» 645 г. была введена централизованная система комплектования армии. В 684 г. оружие было изъято у частных лиц и собрано в областных арсеналах. Командиры воинских контингентов назначались губернаторами из членов семей уездных начальников или местных богачей.

До конца VII века в Японии не было постоянной столицы. Императорская ставка переносилась с места на место, что свидетельствует об отсутствии крупных городов. В 694 г. по образцу китайских городов была построена первая постоянная столица Фудзиваракё. В 710 г. столица была перенесена из Фудзиваракё в г. Нара, в 784 г. - в г. Нагаока и в 794 г. - в г. Киото. Города были в первую очередь административными, а не торгово-ремесленными центрами, о чем свидетельствует запустение городов Фудзиваракё, Нара и Нагаока после перевода столицы в другое место. Помимо столиц существовали и провинциальные городки, однако в них находились только административные здания, жилища чиновников и склады.

Вход в мавзолей императора Нинтоку (Нинтокурё), начало V века. Нинтокурё никогда не вскрывали и не проводили здесь археологических раскопок.

Все находки оружия, украшений и ханива из этого кургана, которые можно видеть в разных музеях, были вынесены на поверхность в результате размывания почвы или других природных катаклизмов и найдены случайно. Вокруг этого кургана расположены еще 12 гробниц меньшего размера; большинство из них имеют такую же форму, как и мавзолей императора Нинтоку. В них захоронены приближенные императора, которые, видимо, должны были охранять его покой после смерти. Г. Сакаи, префектура Осака. Фотография автора.

Население этих городков не превышало тысячи человек (для сравнения - в Нара жили 100 тысяч человек, когда этот город был столицей).

Перенесение столицы в город Нара ознаменовало начало нового периода в истории Японии - периода Нара (710-794 гг.). В это время наблюдается автократическое правление обожествляемых императоров. Буддизм становится государственной религией.

Позднее усиливается влияние аристократических родов, в первую очередь рода Фудзивара. Представители этого рода монополизируют наиболее важные должности в правительстве и, начиная с 858 г., правят страной в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. - в качестве канцлеров при совершеннолетних. Кроме того, Фудзивара усиливал свои позиции, выдавая дочерей из своего рода за императора и, таким образом, входя в родство с императорской фамилией. Матери 24-х из 27 императоров в период между 806 и 1155 гг. происходили из рода Фудзивара.

Период Хэйан (794-1185 гг.) характеризуется превалирующей тенденцией к японизации китайского влияния, шедшего из-за моря в предыдущие столетия. Еще в VIII веке интерес японцев к Китаю и Корее снижается. Сознание опасности вторжения также исчезает, и в 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность, а также ликвидируется «береговая стража». С середины IX века Япония переходит к политике изоляции. Во второй половине IX века ни одно японское посольство не покинуло пределов страны. Подданным было запрещено плавание в другие страны, а заход иностранных судов в японские порты был резко ограничен. По-видимому, японское правительство решило, что переняло у Китая все заслуживающее внимания, и перешло к японизации заимствований.

Становление государства потребовало создания официальных версий японской истории. Были написаны «Кодзики» («Хроника древних событий», 712 г.) и «Нихон сёки» («Анналы Японии», 720 г.). Первая представляла собой сборник повествовательно-биографических мифов о божественном происхождении императорской династии, а вторая копировала китайские официальные истории и только в самом начале включала мифологические элементы.

Еще в 658-660 гг. было совершено несколько успешных походов против аборигенов Японского архипелага, ЭАЗО (или ЭМИСИ). Следующие волны завоеваний на севере острова Хонсю были проведены в VIII-IX веках, однако вплоть до XII века эдзо периодически восставали и представляли угрозу для японцев. С VIII века японцы перешли от отдельных походов против эдзо к тактике строительства гарнизонных крепостей (тиндзё) на завоеванных территориях, что сыграло немаловажную роль в покорении эдзо. Но последний, сокрушительный удар, окончательно сломивший эдзо, был нанесен только в 1189 г. Минамото Ёритомо. После этого весь остров Хонсю был покорен и эдзо выжили только на острове Хоккайдо, в то время называвшемся Эдзо, где они представлены и поныне потомками, известными как айну.

В V-VHI веках угрозу центральному правительству представляло и менее известное племя хаято (или хаябито), обитавшее в южной части острова Кюсю (областях Сацума и Осуми, ныне префектура Кагосима). Это племя отличалось воинственностью и безумной отвагой - чертами, позднее отличавшими самураев из этих областей. С начала V по середину VI века выступления хаято были особенно серьезными. Затем они на какое-время были усмирены и даже несли службу при Дворе императора. Однако хаято так и не признали власть центрального правительства, и новые вспышки их выступлений наблюдались в начале VIII века (702, 720 и 730 гг.). После подавления последнего из этих восстаний и строительства гарнизонных крепостей на покоренных территориях хаято, наконец, смирились со своим положением.

В период Хэйан правительство уже не могло воспрепятствовать захвату земель в собственность и вскоре было вынуждено отказаться от централизованного управления землей, предоставив значительную свободу провинциальным губернаторам.

В X-XII веках в Японии формируется военное сословие - самураи. Слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» - «охранять, служить» и первоначально имело смысл «личный слуга». В X веке этим словом начали называть профессиональных солдат невысокого звания, находившихся на службе у государства, а отнюдь не всадников-аристократов. Воинов, принадлежавших к высшим слоям общества, называли «буси». Последний термин появился в период Нара (710-784 гг.), а ранее существовало название «мононофу». Со временем, однако, слово «самурай» практически полностью вытеснило слово «буси». К началу XVII века самураем называли всякого, кто имел право носить два меча, за исключением разве что самураев высшего ранга - дайме (букв, «большое имя», феодалы с годовым доходом более 10 000 коку риса).

В период Хэйан государственная власть находилась в упадке. К XI веку власть двора, полностью поглощенного своими внутренними сварами, распространялась только на столицу и ее окрестности. В провинции местные магнаты, практически игнорируемые двором, отказывались платить налоги и объединялись в целях самозащиты. Они даже создавали собственные армии, вполне способные справиться с правительственными силами. Такое же явное неподчинение закону проявляли и монастыри, создававшие собственные армии из монахов-воинов сохэй. Первое вооруженное столкновение с участием монахов-воинов произошло в 949 г. Уже к концу 960-х годов вооруженные выступления монахов стали обычным явлением, а в начале 970-х годов Рёгэн, главный аббат Энрякудзи, создает первую постоянную армию. Впрочем, по некоторым данным, его армия состояла в основном из наемников, а не монахов. Однако, вероятно, уже к началу XI века многие монахи в монастырях получали специальную военную подготовку. По крайней мере, известно, что в 1039 г. 3000 монахов-воинов с горы Хиэй атаковали резиденцию Фудзивара Ёримити. Отдельные отряды монахов-воинов принимали участие и в войне Гэмпэй как на стороне Тайра, так и на стороне Минамото. Но в большинстве случаев монастыри использовали свои армии только для защиты собственных интересов. В отличие от европейских рыцарских орденов различия в вероучении никогда не были причинами столкновений. Поводом для вооруженных конфликтов с участием сохэй обычно служило недовольство назначением какого-либо аббата или желание расширить влияние своего монастыря.

В середине XI века растет влияние экс-императоров, принявших монашество. Они были более свободны в своих действиях, чем окруженные различными табу императоры. В частности, экс-императоры, так же как крупные феодалы, формировали собственные воинские контингенты.

В это неспокойное время выдвигаются два клана - Тайра и Минамото. В XI-XII веках они ведут постоянные войны между собой за власть. Наконец, в результате решающей битвы при Данноура в 1185 г. клан Минамото одерживает полную победу, и в 1192 г. Минамото Ёритомо становится первым несменяемым сёгуном. Ставка сёгуната находилась в городе Камакура, откуда и происходит название следующего периода - периода Камакура (1185-1333 гг.). Слово «сёгун» означало «главнокомандующий, побеждающий варваров», и ранее этот титул присваивался полководцу только на время конкретного похода. Начиная с 1192 г. и до революции Мэйдзи (1868 г.) в Японии правили несменяемые сёгуны. Титул «сёгун» передавался по наследству, а императоры, за редкими исключениями, были марионетками в руках сёгуна. Это время считается золотым веком военного сословия.

Курган Магодаюяма - гробница приближенного императора. Г. Сакаи, префектура Осака. Фотография автора.

Однако власть сёгуната не была полной и не охватывала всей территории страны. Существовало большое число мелких и средних феодалов и вотчинных чиновников, которые не являлись вассалами сёгуна и подчинялись киотским феодалам или экс-императорам. Это движение было особенно сильным в западной части страны, где находилась императорская столица.

Ситуация еще более осложнилась в 1199 г., когда, после смерти Минамото Ёритомо, Токимаса Ходзё захватил власть и стал править страной с титулом сиккэн («правитель»), В том же году экс-император Готоба при поддержке феодалов западных провинций начал вооруженную борьбу против сёгуната и клана Ходзё, но проиграл, и к 1221 г. клан Ходзё уже не имел реальных противников. С тех пор и до конца периода Камакура (1333 г.) власть находилась в руках «правителей» из рода Ходзё, а императоры и сёгуны были лишь марионетками в их руках.

Власть клана Ходзё была достаточно крепкой вплоть до монгольских вторжений, которые стали серьезным испытанием для всей страны. В 1274 г. монголо-корейский флот с армией в 37 ООО человек подошел к берегам Кюсю. Часть войск высадилась на берег, где встретила яростное сопротивление японцев. Однако численный перевес был явно на стороне монголов. Кроме того, монгольская армия была хорошо дисциплинирована и закалена многолетними боями в Китае и Корее. Самурайские же традиции предписывали вступить в схватку первым, найти и вызвать на поединок достойного противника, затем отрубить ему голову и предъявить ее в качестве доказательства своей храбрости. Такая тактика была неприменима против хорошо скоординированных действий монгольской армии. Поэтому японцы проиграли сражение на берегу и вынуждены были отступить под прикрытие старых береговых укреплений, построенных шестью веками ранее. К счастью для японцев, ночью налетел сильнейший шторм, который разметал монгольский флот, потопив многие корабли. Остатки флота ушли в Корею.

В следующем году японцы планировали нанести ответный удар и высадиться в Корее, однако этому плану не суждено было осуществиться. Японцы ограничились организацией береговой охранной службы и возведением каменной стены вдоль берега бухты Хаката. Кроме того, японцы построили множество небольших, но маневренных судов, которые можно было использовать в прибрежных водах.

В 1281 г. монголы осуществили вторую попытку экспансии. Как и раньше, они потребовали от порабощенной Кореи предоставить корабли и армию. К Японским островам были посланы два флота. Первый флот насчитывал 900 судов, на которых находились 10 000 корейских солдат и моряков и 15 000 китайцев и монголов. Этот флот появился у берегов Японии в начале июня, захватил острова Цусима и Ики и подошел к Кюсю. Однако здесь армия вторжения встретила яростное сопротивление и стала дожидаться подхода второго флота. Второй эшелон, известный как армия «к югу от Янцзы», состоял из огромного китайского войска в 100 000 воинов и 60 000 моряков на 3500 кораблей. Два флота объединились 12 августа и приготовились к высадке десанта. Однако природа была явно на стороне японцев. 15 августа в небе появилось маленькое облачко, которое быстро росло и вскоре закрыло собой солнце. Начался сильнейший тайфун, который вызвал страшный шторм. Ветер и огромные волны опрокидывали корабли, бросали их на скалы, сталкивали друг с другом. Объединенный монголо-китайско-корейский флот за одну ночь потерял около половины армии. Успевших высадиться на берег интервентов самураи быстро добили. Уцелевшие корабли ушли в Корею. Тайфун получил название камикадзэ («божественный ветер») и с тех пор считается символом божественной защиты Японии. Планировалась и третья попытка монгольского вторжения, но она так и не состоялась.

Монгольские вторжения (гэнко) подорвали экономику страны. Ухудшилось положение крестьянства, многие мелкие феодалы были разорены. Клан Ходзё утратил свою силу. В этих условиях император Годайго в 1318 г. попытался восстановить императорскую власть и управлять единолично. Он упразднил институты бакуфу, экс-императоров-монахов и регентов. Однако его правление было недолгим. Один из крупнейших феодалов, Асикага Такаудзи, поднял мятеж, в 1336 г. посадил на трон в Киото императора Коме, а в 1338 г. провозгласил себя сёгуном. Сёгуны Асикага правили более двух с половиной столетий - вплоть до 1573 г. Однако император Годайго не сдался, бежал в горы и основал в местечке Ёсино свое правительство. Так началось противостояние Северного (в Киото) и Южного (в Ёсино) дворов. Каждый двор имел своих императоров, правительство и войска. Двоецарствие просуществовало до 1392 г., когда обе династии объединились, столицей вновь стал Киото, а реальными правителями - сёгуны Асикага. Этот период двоецарствия известен как период Намбокутё (1336-1392 гг.), а весь период, характеризовавшийся правлением сёгунов Асикага, - как период Муромати (13331573 гг.).

В конце XIV века бакуфу предприняло ряд мер против японских пиратов (вако), совершавших набеги на прибрежные территории Китая и Кореи. Это способствовало восстановлению в 1401 г. дипломатических и торговых отношений с Китаем, прерванных еще в X веке. Торговля с Китаем была очень выгодна. Япония импортировала широкий ассортимент китайских товаров. Немалое значение играл и экспорт. Так, в 1483 г. в Китай было отправлено 37 000 японских мечей.

В XIV веке военные губернаторы (сюго) захватили функции гражданских губернаторов и стали полновластными хозяевами в подвластных им провинциях. В ответ сёгуны Асикага пытались укрепить позиции центральной власти. К началу XV века им удалось достичь в этом направлении значительных успехов, ослабив позиции наиболее сильных феодалов, занимавших посты военных губернаторов. Однако к середине XV века междоусобные войны феодалов вновь набирают силу, а власть сёгуната падает. Дело дошло до того, что сёгун Асикага Ёсинори был убит одним из феодалов в 1441 г.

В 1467 г. началась так называемая война годов Онин, продлившаяся десять лет. В результате военных действий столица Японии, Киото, была полностью разрушена. Дворцы и храмы лежали в руинах, а власть сёгуна утратила всякую силу. С этого времени и на протяжении последующих полутора столетий страна была вовлечена в серию непрекращавшихся военных конфликтов - период в истории Японии, известный как Сэнгоку Дзидай («Эпоха враждующих провинций»).

В XV и особенно в XVI веке начинается широкое движение религиозных фанатиков. Это были недовольные крестьяне, которых различные буддийские школы активно привлекали для участия в междоусобных феодальных конфликтах. Наибольшую силу имели «Восстания Икко» (Икко-икки) - выступления сторонников школы Икко («Учения об одном»). Последователи этой школы считали, что для спасения души достаточно лишь многократно повторять «Наму Амида буцу!» («Благословен Амида будда!») и не требовали отречения от мирских благ. Простота учения сделала эту школу очень популярной среди крестьянства.

Школа Икко пользовалась особенно сильным влиянием в провинциях Kara (совр. преф. Исикава) и Микава (совр. преф. Аити). Выступления Икко-икки начались в 1488 г. и продолжались около 100 лет. В них участвовало около 200 000 крестьян. Самым сильным было восстание 1532 г., когда повстанцы осадили г. Сакаи, сожгли храм Кофукудзи, принадлежавший знатной семье Фудзивара, разграбили храм Касуга и даже намеревались идти на Киото, хотя поход на столицу так и не осуществился.

Укрепленные монастыри Икко-икки в Нагасима и Исияма Хонгандзи превосходили своей мощью многие из самурайских замков. Икко-икки, укрепившиеся в Нагасима, дважды (в 1571 и 1573 гг.) отбивали атаки армии Ода Нобунага и сдались только во время третьей осады в 1574 г., доведенные голодом до истощения. Монастырский комплекс Исияма Хонгандзи пал в 1580 г. после одиннадцатилетней (самой долгой в истории Японии) осады армией Ода Нобунага. Последний оплот монахов-воинов (Нэгородзи) был уничтожен Тоётоми Хидэёси в 1585 г.

В военном деле в этот период происходят значительные изменения. Значительно возрастает роль пехоты, большую часть которой составляли асигару - легковооруженные и, как правило, недостаточно обученные пехотинцы из крестьян и горожан. Вооруженная копьями, луками, а позднее и аркебузами, эта пехота вскоре образовала основу армий всех феодалов, составив серьезную конкуренцию профессионалам-самураям.

Японские города XIV-XV веков, за исключением столичных (Киото, Нара и Камакура), по условиям возникновения можно разделить на три группы. Первую группу составляют появившиеся еще с XII века города, связанные с развитием торговли. Они выросли из почтовых станций, портов, рынков и таможенных застав. Ко второй группе относятся прихрамовые города. И, наконец, третья группа образована призамковыми городами, выросшими из поселений при замках крупных феодалов. Возникновение городов последней группы шло особенно активно с XV века. Города первых двух групп имели относительное самоуправление, города третьей группы находились полностью под контролем феодала.

В 1543 г. произошло событие, которое кардинально изменило тактику ведения военных действий в Японии. В том году португальцы впервые ввезли в Японию огнестрельное оружие. Несмотря на то что аркебузы были неточными и очень долго заряжались, новое оружие быстро получило самое широкое распространение. Ода Нобунага эффективно использовал их в битве при Нагасино в 1573 г. Конница клана Такэда, считавшаяся лучшей в Японии, была молниеносно истреблена группой стрелков из ружей. С тех пор поле боя принадлежало тесным рядам пехотинцев, вооруженных аркебузами.

Португальцы и появившиеся вслед за ними испанцы способствовали распространению в Японии не только огнестрельного оружия, но и христианства. Особую активность католические миссионеры проявили на острове Кюсю, где они открыли христианские церкви и школы. Не только крестьяне и простые самураи, но и многие даймё приняли христианство. Последних к этому подстегивал и меркантильный интерес - возможность вооружить свои армии многообещающим огнестрельным оружием.

В последнюю четверть XVI века, известную как период Момояма (1573-1603 гг.), происходит процесс объединения страны. На этом поприще особенно прославились три человека: Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

Ода Нобунага происходил из семьи мелкого феодала. После смерти отца в 1551 г. он хитростью и коварством стал захватывать чужие земли, не щадя ни друзей, ни родственников. Всеми правдами и неправдами к началу 1570-х годов ему удалось стать одним из самых влиятельных феодалов. В 1571 г. Ода Нобунага сжег буддийский монастырь на горе Хиэй, являвшийся центром церковной оппозиции, а двумя годами позже сверг последнего сёгуна из рода Асикага, которого незадолго до этого сам же поставил на эту должность. Ода Нобунага подчинил более половины страны и положил начало «сёгунско-княжескому» государству (бакухан). Возможно, ему и удалось бы завершить объединение страны, но в 1582 г. он был окружен в одном из храмов войсками предавшего его вассала Акэти Мицухидэ и совершил сэппуку (самоубийство через вспарывание живота).

Тоётоми Хидэёси родился в 1536 г. в состоятельной крестьянской семье. Его путь к славе и могуществу мог бы стать сюжетом приключенческого фильма. В восьмилетием возрасте он лишился отца и попал в буддийский монастырь. Монастырь ему быстро надоел, и он потребовал, чтобы его вернули домой, пригрозив, что иначе сожжет монастырь. Монахи решили избежать неприятностей и вернули хулигана домой. После этого его отдавали в обучение горшечнику, плотнику и, наконец, кузнецу, но все ремесла ему быстро надоедали. В конце концов, Хидэёси вступил в шайку разбойников, где пробыл несколько лет. Затем ему удалось устроиться слугой у феодала Мацусита, где он прослужил пять лет. Однажды Мацусита решил сделать Хидэёси воином и поручил ему купить себе военную экипировку. Однако Хидэёси, купив оружие, бежал и под вымышленным именем поступил на службу к Ода Нобунага. Проявив себя способным организатором и талантливым военачальником, Тоётоми Хидэёси из простого солдата вскоре стал первым полководцем Ода Нобунага. За отличную службу последний наградил Тоётоми штандартом и землями. Однако даже разбогатев и превратившись в самого влиятельного феодала страны, Тоётоми Хидэёси не мог рассчитывать стать сёгуном, так как происходил из крестьянской семьи.

В процессе объединения страны Хидэёси столкнулся с тем, что в Японии помимо около полумиллиона самураев было еще множество людей, имевших оружие. Все эти вооруженные люди представляли потенциальную угрозу для единства страны. Поэтому в 1588 г. Хидэёси издал указ о конфискации всего оружия, кроме принадлежавшего самураям. Эта «Охота за мечами» (катана-гири) в большей степени, чем любой другой фактор, привела к разделению населения на классы и создала элитный класс воинов. Раньше крестьяне могли чередовать службу в армии и земледельческие работы. Теперь воины-крестьяне оказались перед выбором: бросить свою землю и пойти на военную службу или остаться на земле.

Крестьян разоружили, но оставалась проблема, чем занять множество безработных самураев, которые ничего не умели, кроме как убивать. И тут Хидэёси пришла в голову идея - их надо удалить из страны в какую-нибудь военную экспедицию. В качестве таковой было выбрано завоевание Китая. Плацдармом для этой кампании должна была послужить Корея. Конечно, удаление из страны большого числа самураев было не единственной, но одной из главных целей этой экспедиции.

В 1592 г. Тоётоми Хидэёси послал армию вторжения в Корею. Началась кровопролитная Корейская кампания (Имджинская война), которая длилась семь лет. Сначала японская армия продвигалась весьма успешно, и за первый год войны японцы выиграли немало сражений. Однако уже в 1593 г. на помощь Корее пришла китайская армия. Так впервые за многие столетия столкнулись три военные системы - Китая, Кореи и Японии. Война приобрела затяжной характер. Исход войны решался в морских сражениях и осадных операциях. И тут пренебрежение японцев к осадной технике сыграло решающую роль. Они мало что могли противопоставить китайской армии, накопившей за два тысячелетия огромный опыт осадной войны. Японцам пришлось познакомиться со многими видами нового для них оружия, например, ракетами и железными разрывными бомбами. Несмотря на то что японцы быстро учились, им так и не удалось овладеть всей техникой китайской осадной войны. Все это, вкупе с потерей морского господства и соответственно путей коммуникаций, вынудило японцев в конце концов покинуть Корею в 1598 г., так ничего и не добившись за семь лет войны.

Тем не менее опыт Корейской кампании не прошел даром - японцы получили важные уроки военного искусства. Возвратившись в Японию, наиболее одаренные полководцы стали строить в Японии замки, в которых традиционный японский стиль сочетался с требованиями обороноспособности от самой современной на то время осадной техники китайского образца. Наиболее ярким примером может служить Като Киёмаса и построенный им замок Кумамото.

В 1591 г. Тайко (Его Высочество, букв. «Великий дворец») - псевдоним, присвоенный Тоётоми Хидэёси на пике его могущества, разделил население на три социальных сословия: самураи (си), крестьяне (но) и горожане (симин). Последнюю группу образовывали купцы и ремесленники, которые пока еще не были дифференцированы.

Перед своей кончиной в 1598 г. Хидэёси заставил самых могущественных дайме признать его пятилетнего сына Хидэёри кампаку (верховным канцлером) и создал при нем регентский совет, в который помимо прочих входил и Токугава Иэясу.

Однако сразу после смерти Тайко Токугава Иэясу нарушил клятву и начал борьбу за власть. Образовались так называемые Восточная и Западная коалиции. В первую входили Токугава Иэясу и его сторонники, а во вторую - дайме, верные клятве Тайко и сплотившиеся вокруг малолетнего Хидэёри под началом Исида Мицунари. Именно начальный период этой борьбы хорошо отражен в известном романе Джеймса Клэйвела «Сёгун» и в поставленном по нему одноименном фильме.

В 1600 г. между Восточной и Западной армиями состоялась решающая битва при Сэкигахара. Благодаря измене некоторых полководцев Западной армии Токугава Иэясу одержал полную победу. Сторонники Хидэёри бежали в г. Осака, который стал центром оппозиции на последующие 15 лет.

Токугава Иэясу удалось завершить процесс объединения страны и получить звание сёгуна в 1603 г. Столицей бакуфу (военного правительства) он избрал город Эдо (совр. Токио). Однако окончательно страна была объединена только в 1615 г., когда после двух кровопролитных осад Осаки (1614 и 1615 гг.) пал последний оплот сопротивления.

С 1603 по 1868 г. власть находилась в руках сёгунов Токугава. Этот период известен как период Эдо. Страна была объединена под сильной центральной властью. Это в целом мирный период в истории Японии, хотя тяжелое положение крестьянства не раз вызывало восстания. Так, только в XVII веке произошло 463 крестьянских восстания. Самое крупное восстание вспыхнуло в Симабара на острове Кюсю в 1637 г. В нем участвовало около 30 000 человек, в основном христиан, из-за чего оно известно также под названием «Христианского» восстания. Восстания быстро подавляли. В частности, в Симабаре правительство привлекло для этой цели голландцев, которые расстреливали повстанцев из корабельной артиллерии. Захваченных в плен симабарских повстанцев заставили отречься от христианства и в качестве доказательства отречения пройти по иконам, осуществить «топтание икон» (фумиэ). Отказавшихся ждало распятие на крестах.

Сёгуны Токугава ввели четкое сословное деление. Было выделено четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы (си, но, ко, сё). Права и обязанности каждого сословия были жестко регламентированы.

Во главе самурайского сословия стоял сёгун. Крупные феодалы-землевладельцы даймё были разделены на фудай даймё и тодзама даймё. В число первых попали те вассалы, которые были верны Токугава Иэясу до решающей битвы при Сэкигахара (1600 г.) или перешли на его сторону во время самой битвы. Их насчитывалось 176 человек. К тодзама даймё, числом 86 человек, при-числили всех крупных феодалов, которые признали верность клану Токугава только после битвы при Сэкигахара. После установления сёгуната Токугава земли были пере-распределены между даймё, причем лучшие и находящиеся в центре страны земли (район Эдо - Осака) получили фудай даймё, а тодзама даймё отдали малоплодородные и значительно удаленные от столицы земли. Причем и те и другие должны были получать подтверждение своих прав владения землей при каждой смене сёгуна.

Все самураи находились в подчинении у даймё в качестве вассалов. Даймё выплачивали им жалованье рисовым пайком (1 коку риса равен 150 кг). Исключение составляли только самураи хатамото («под знаменем»), которые находились в непосредственном подчинении у сёгуна. Войско делилось на правительственное (то есть войско сёгуна) и небольшие самурайские отряды, которыми располагали даймё для подавления крестьянских восстаний.

Был также организован институт надзора, совмещавший полицейские функции с функциями контроля над деятельностью феодалов, чиновников и учреждений. Чиновники этого аппарата назывались мэцукэ.

Вне этих четырех сословий стояла совершенно бесправная часть населения - буракумин («жители поселков»), занимавшиеся «грязными» профессиями: выделкой кож, уборкой нечистот, захоронением трупов, акушерством и актерской деятельностью. Социальное положение буракумин, также как и других сословий, было наследственным.

Еще в начале XVII века начались гонения на христиан. Были казнены принявшие христианство дайме (Такэда, Минами, Кумагаи). Первые сёгуны Токугава покровительствовали англичанам и голландцам, надеясь с их помощью ослабить влияние испанцев и португальцев, миссионерскую деятельность которых они запретили. Третий сёгун Иэмицу тремя последовательными указами (1633, 1636 и 1639 гг.) под угрозой смертной казни запретил японцам покидать страну, а также строить большие суда, способные совершать дальние морские плавания. Этими же указами страна была закрыта для иностранцев. Исключение сделали только для голландцев, участвовавших в подавлении Симабарского восстания, и китайцев, торговые суда которых в ограниченном количестве могли заходить в Нагасаки, где на острове Дэдзима под тщательным надзором правительственных чиновников происходила торговля.

Политика искусственной изоляции страны (сакоку) проводилась на протяжении всего периода Эдо (1603-1868 гг.) и окончилась только с реставрацией Мэйдзи. Начало этой революции положили события 1853 г., когда в залив Урага, вблизи города Эдо, зашла эскадра из четырех военных кораблей под командованием Мэтью Перри. Америка, а за ней и другие державы вознамерились открыть Японию для торговли, причем, если потребуется, с применением силы. Японцы, вооруженные лишь мечами, средневековыми доспехами и аркебузами образца XVII века, оказались совершенно бессильны против корабельных орудий. В следующем году был подписан договор, и в страну хлынул поток иностранцев. В 1868 г. сёгун отрекся от власти в пользу молодого императора Муцухито; началась реставрация Мэйдзи. Феодализм был упразднен, монархия реставрирована. Начиная с этого года Япония вооружается по западному образцу. Доспехи и средневековое оружие отходят в прошлое.

В 1871 г. были ликвидированы феодальные наделы, страну поделили на губернии и префектуры. В 1876 г. самураям было запрещено ношение мечей, а в 1889 г. была опубликована конституция, провозглашавшая свободу и равенство всех граждан страны.

Как пережитки феодализма стали рассматривать и замки, историческую ценность которых признали лишь значительно позднее. В 1873 г. был даже принят закон об уничтожении замков, как нежелательных элементов феодализма. В последовавшие несколько лет множество замков, в том числе уникальных, было разрушено. Только в начале XX века японцы вновь ощутили интерес к собственной истории. Замки стали восстанавливать и реконструировать.






Дата добавления: 2020-02-06; просмотров: 78;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Введите нужный запрос и Знаток покажет, что у него есть.
Znatock.org - Знаток.Орг - 2017-2020 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.017 сек.