Ордерные системы в римской архитектуре

В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Но в отличие от Греции, здесь нашли применение пять видов ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный (сложный) (рис. 2.26).

Тосканский ордер — самый простой, с наиболее массивными колонами и деревянным антаблементом. Если устраивался каменный антаблемент, его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента.

Римско-дорический ордер, в отличие от греческой дорики, имел несколько более стройные пропорции колонн и относительно меньшую высоту антаблемента. Отличия были и в отдельных формах: колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; карниз имел более развитую поддерживающую часть, в которой часто отсутствовали мутулы.

Римско-ионический ордер в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих образцов. Однако с развитием тенденций к обогащению несколько усложнились элементы, особенно карниз, в котором поддерживающая часть по высоте приблизилась к венчающей.

Коринфский ордер, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Он отличается стройными пропорциями и декоративным богатством. Его пышная удлиненная капитель с изящными угловыми волютами и тремя ярусами стилизованных листьев аканта как бы вырастает из колонны.

Не менее богат и карниз, который близок по составу обломов к римско-ионическому ордеру, но дополнен резными кронштейнами-модульонами, поддерживающими выносную плиту.

Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе черты капителей коринфского и ионического ордеров.

Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям, пластике и особенностям тектонического строя образные системы, разработанные на основе стоечно-балочной конструкции. Развитие ордеров идет от простейшего по деталям, «приземистого» по пропорциям и массивного по формам тосканского ордера к самым богатым, стройным и «легким» ордерам - коринфскому и композитному. С относительным уменьшением интерколумния за счет увеличения стройности общих пропорций наметились и соответствующие закономерности изменения масштабности; тосканский ордер более характерен для небольших сооружений, коринфский и композитный —для относительно крупных.

При стремлении выразить необходимые качества художественного образа (например, торжественность и величественность, или, наоборот, простоту и монументальность) архитекторы выбирали и соответствующий ордер. При этом римляне используют ордера как в их реальном конструктивном значении (при возведении портиков, галерей, лоджий и т. п.), так и в декоративном — как средство создания чисто зрительного впечатления о «конструктивности» ордерной системы путем механического «наложения» ее на массив стены. В результате ордерная система приобретает новое выразительное качество, как чисто пластическое средство расчленения стены но законам ордерного строя. В этом сказалось характерное для метода римлян отделение конструктивного решения от внешнего облика, привычка рассматривать истинную конструкцию и декор как два независимых друг от друга элемента.

На основе наложения ордера на арочный проем в стене в Риме зародилась и получила широкое распространение новая тектоническая структура так называемая ордерная аркада (рис. 2.27). Абрис арки выделен полуциркульным наличником, называемым архивольтом. Последний своими членениями повторяет архитрав, как бы символизируя ордерную балку, изогнутую по очертанию арки.

В многоэтажных и развитых по высоте композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с расположением различных ордеров по вертикали: в первом ярусе обычно устанавливался тосканский или дорический ордер, далее — более легкие ордера (ионический, коринфский).

В конце императорского периода получает развитие стоечно-арочная структура, в которой преодолевается тектоническая двойственность ордерной аркады. Обрамленные архивольтами арки опираются на колонны, которым возвращена конструктивная функция. Своими истоками арочная система на колоннах восходит к малоазийским и доматийским постройкам императорского периода (храм Адриана в Эфесе, дворец Диоклетиана в Салоне). В них антаблемент центрального пролета портика изгибался по полуциркульной кривой, превратившись в поддерживаемую колоннами арку.

С развитием декоративности связано и широкое применение в римской архитектуре раскреповатого ордера, то есть выдвинутой по отношению к стене колонны (пилястры) вместе с находящейся над ней частью антаблемента. Иногда раскрепованные колонны достигали больших размеров, особенно в мемориальных сооружениях (триумфальные арки и др.). Размеры ордерных устоев еще более увеличивались посредством установки колонн на высокие пьедесталы. Этот большой ордер иногда сочетался с малым ордером, обрамлявшим проемы ниши и другие элементы.





Дата добавления: 2020-02-18; просмотров: 401;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети.

Поиск по сайту:

Введите нужный запрос и Знаток покажет, что у него есть.
Znatock.org - 2017-2021 год. Для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь | Конфиденциальность
Генерация страницы за: 0.017 сек.