Краски. Работа с ними, техники и методы покраски





О красках. Глезаль - это метод работы с краской. Поэтому с красок и надо начать. Краски - это материалы, в состав которых входят пленкообразующие вещества (связующие) и тонкодисперсные неорганические или органические пигменты. Помимо этого, краски могут содержать растворители, наполнители, сиккативы, пластификаторы и другие добавки.

В промышленности краски выпускают главным образом в виде концентрированных или разбавленных суспензий. Краски изготовляют также в виде прессованных плиток (например, акварельные краски) или порошкообразных смесей пигмента, пленкообразующего и других добавок.

В зависимости от назначения краски подразделяются на строительные, полиграфические, художественные.

Существуют также разнообразные краски специального назначения: светящиеся, способные к люминесценции; термочувствительные, позволяющие контролировать температуру на поверхности окрашенного изделия; необрастающие, препятствующие обрастанию раковинами моллюсков подводных частей морских судов, и другие.

Зачем нужна краска. Краска может присутствовать на всех поверхностях и в составе всех материалов, которые создаются людьми. У нее две важные функции: во-первых, краска - это декоративное покрытие, во-вторых - защитный слой.

Почему краска цветная. В каждой краске есть основной компонент. Он создает цвет. Это цветное вещество называется пигментом. В качестве пигментов издавна использовались цветные глины, растертые камни и различное растительное сырье. Сейчас известно очень много пигментов. Часть из них природного происхождения - это минералы, глины, продукты сгорания, вещества животного и растительного происхождения. Но больше всего пигментов получено искусственно, в результате химических реакций. Примером такого пигмента может быть изумрудная зелень. Ее получают не из изумруда, а из хромпика и борной кислоты.

Связующее. В приготовлении краски пигмент используется в виде порошка. Но если просто посыпать цветным порошком поверхность, он не будет держаться. Пигмент нужно закрепить. Для этого потребуется специальная субстанция, в которой пигмент размешивается. Эта субстанция называется связующим. Можно считать, что связующее связывает (объединяет) частицы пигмента в краску.



Смешать или растворить. Пигмент смешивается со связующим, но никогда не растворяется в нем. Если взять микроскоп и посмотреть на окрашенную поверхность, то можно увидеть частицы пигмента.

 

Принципы окрашивания. Слой краски может быть «приклеенным» к поверхности. Это поверхностное окрашивание. Но может и пропитывать поверхностный слой, проникая в его поры. Это пропитка. В третьем случае это будет и пропитывание, и образование слоя краски. Любая краска может стать пропиткой. Надо ее просто очень сильно разбавить. Все зависит от природы поверхности. Например, если это стекло, то оно не «пустит» в свою структуру никакую краску. А если дерево, то, разбавив практически любую краску, ее можно сделать пропиткой.

Про разбавление. Некоторые краски продаются готовыми к употреблению. Но краска может также быть концентрированной или сухой. Примером сухой краски является акварель. Примером концентрированной — масляная. В банке или тюбике она находится в виде очень густой пасты. Это удобно для хранения и продажи. Обычно концентрированную краску разбавляют. Так ее легче наносить и создавать с ее помощью различные эффекты. Чтобы сделать краску более жидкой, в нее добавляют разбавитель. Обычно краску разбавляют непосредственно перед работой.

Про растворение. После работы мы моем кисти, используя для этого растворитель. Растворитель служит для смывания, а не для разжижения. Нельзя путать разбавитель и растворитель. У них разные задачи. И это разные составы.

Разбавители и растворители. К сожалению, в русском языке эти понятия не разведены. Слово «разбавитель» употребляется редко. Но важно понимать, в чем различие разбавителя и растворителя. Разбавители изменяют консистенцию краски, делают ее жидкой, изменяют ее свойства. Растворители уничтожают краску, смывают ее с инструментов, убирают ее излишек с поверхности.

Нельзя использовать один и тот же состав для обеих целей. Если разбавлять краску растворителем, то можно серьезно ухудшить ее свойства. Разбавление и растворение — всегда разные задачи. Просто в некоторых случаях и для того, и для другого подходит одно вещество. Так, вода для акварели является одновременно растворителем и разбавителем.

Особые разбавители – глезали. Разбавитель делает краску жиже, чтобы с ней было удобнее работать. В свою очередь, в декоративном искусстве применяются специальные разбавители.

Они модифицируют краску, делают ее пригодной для создания художественных эффектов. Такие специальные разбавители называются глезалями. Их выбору и использованию посвящена эта книга.

О художественных красках. Художественные краски, как правило, дороже индустриальных. В художественных красках используются более чистые пигменты. Специально подбираются композиции из тонко- и груботертых пигментов. Если этого не делать, мазок не получится. Краска будет либо слишком прозрачной, либо слишком пастозной. В художественных красках стараются не использовать добавки. Идеальная масляная краска состоит из масла и пигмента. Здесь важны не свойства, а цвет. 

Добавки для индустриальных красок. В индустриальной краске, для того чтобы придать определенные свойства поверхности, не достаточно пигмента и связующего. В состав обязательно вводят добавки. Они нужны для того, чтобы поверхность стала блестящей или матовой, гладкой или шероховатой. Кроме того, существуют технологические свойства краски, которые также создаются добавками различных веществ. Вот основные из них. Консерванты не дают водным краскам «цвести» или скисать. Антисептики убивают бактерии. Пластификаторы повышают пластичность краски. Сиккативы ускоряют высыхание. Ретардеры замедляют высыхание. Эмульгаторы и диспергаторы способствуют равномерному распределению в красочной массе всех веществ, входящих в ее состав, и придают этому составу устойчивость. Загустители делают краску гуще. Ингибиторы в красках для металла предотвращают коррозию поверхностей. Пеногасители препятствуют нежелательному образованию пены - появлению в краске мельчайших пузырьков газа. Наполнители придают краске массу. Они заменяют ее дорогостоящие компоненты, удешевляют ее. Чаще всего это известь, мел, тальк. Декоративные добавки делают краску блестящей, матовой, серебристой и создают другие эффекты.

Почему краска высыхает. Превращение жидкой краски в твердое красочное покрытие — сложный процесс. В одних красках затвердевание происходит за счет испарения жидкости. В других — за счет химических превращений. В третьих — за счет того и другого. Химические превращения могут быть различными. Это может быть реакция компонентов краски с водой. Так происходит в известковых и цементных красках. Это может быть реакция между компонентами краски и отвердителя. Так происходит в эпоксидной двухкомпонентной краске. На процесс затвердевания могут оказывать влияние различные физические процессы. Существуют специальные краски, которые твердеют только при участии ультрафиолетового излучения.

Краски и свет. Твердение многих красок, например масляных, происходит при участии дневного света. Но дневной свет может стать и причиной разрушения красочного слоя. Под влиянием света водно-дисперсионные краски стекленеют. Масляные краски отбеливаются. Многие музеи не разрешают хранить картины в ярко освещенных местах, а также пользоваться в музейных залах фотоаппаратами со вспышками, так как свет может быть причиной разрушения красочного слоя. Сейчас выпускаются краски, которые обладают способностью «отталкивать» ультрафиолетовое излучение.

Про эмаль. Эмаль — это не отдельный вид материала. Это краска, образующая гладкую поверхность. По составу, по виду связующего она тоже может быть разной. Эмаль — это состояние любой краски.

Почему красок так много. Каждая краска предназначена для определенных поверхностей. Акварелью нельзя красить железо, а масляной краской — кирпич.

Стены, покрашенные масляной краской, не дышат. У клеевых красок плохая цветопередача. Каждый вид красок имеет свое предназначение и свои ограничения.

Широкий выбор. Художники обычно пользуются акварелью и масляными красками, гуашью и темперой, маляры — алкидными и водно-дисперсионными красками. Но никто не запрещает гуашью красить стены, а для живописи использовать автомобильные краски. Сегодня индустриальные краски превосходят художественные по качеству цветопередачи. Поэтому художникам не стоит бояться индустриальных красок. Не говоря уже о декораторах.

Декоратор использует и краски маляров, и краски живописцев, и другие виды красок, например полиграфические или краски для автомобилей. По мнению автора, в некоторых случаях индустриальные краски намного предпочтительнее художественных. 

Акварельные краски. Основным свойством этих красок является прозрачность. Сквозь акварельный слой должны просвечивать цвет и фактура основы. Для работы акварельные краски очень сильно разбавляют, чтобы использовать эффекты, которые создаются затеками и мазками разной формы. У акварельных красок свежие цвета. В акварели нет белил, как в других красках.

Акварель удерживается на поверхности за счет пропитывания. Помимо чистой воды акварельные краски разбавляют водой с добавлением сахара, или меда, или желатина, или гуммиарабика, или бычьей желчи. Так акварель приобретает особую свежесть. Кстати, в состав разбавителя для любой краски входит вода. И лучше всего, когда она очищенная или дистиллированная. Вода из-под крана, а также современная городская дождевая и талая вода для этой цели не подходят. Акварельные краски обратимы — могут быть размыты водой. Акварельные краски используют, главным образом, для акварельной живописи. Но ими можно писать даже фреску.

Фресковые краски. Эти краски предназначены для работы в технике фреска. Фреска — живопись по свежей сырой штукатурке. И только по сырой. Если роспись производится по сухой штукатурке, то для нее используют клеевые краски, и эта техника уже не может называться фреской.

Поверхность, покрытая фресковыми красками, матовая, а сам красочный слой — прозрачный. Особенностью этих красок является то, что пигменты размешаны в воде. Никакие дополнительные вещества, обеспечивающие приклеивание краски к поверхности, во фресковые краски не добавляются. Дело в том, что фресковые краски наносятся на свежий штукатурный слой. А когда слой застывает, просто становятся его частью.

Натуральноклеевые краски. Натуральноклеевые краски имеют неяркие пастельные цвета. При высыхании их цвет светлеет. Покрытия, сделанные клеевыми красками, обычно матовые или с легким шелковым блеском. Красочный слой достаточно пористый. Такой слой не препятствует испарению влаги из окрашиваемого объекта, например из непросохшей штукатурки.

Натуральноклеевые краски недостаточно водостойки — покрытие можно смыть со стены горячей водой. Этими красками окрашивали, главным образом, оштукатуренные поверхности в интерьере. Сейчас клеевые краски почти полностью вытеснены более современными водно-дисперсионными.

Клеевые краски составлялись самими малярами. Использовались и готовые смеси пигментов с наполнителем (мелом). Их разводили водой до пастообразного состояния и смешивали с клеевым раствором прямо перед работой.

Казеиновые краски. Краски, приготовленные на казеиновом клее, отличаются от других натуральноклеевых красок своими свойствами. После высыхания они уже не растворяются водой. Казеиновые краски атмосферостойки. Это позволяет использовать их даже для внешней отделки бетонных, кирпичных и оштукатуренных зданий. Казеин, из которого готовится связующее для этих красок, выделяется из молока при его скисании или искусственном подкислении. Казеин становится клеем, если его растворить в воде в присутствии щелочи. Разбавляют казеиновые краски водой с добавлением казеинового клея или молочной сывороткой, а также допустимо разбавление пивом.

Гуашь. Гуашь — это дешевая художественная краска. Она используется для живописи и оформительских работ по бумаге, картону, фанере, полотну, шелку, кости. Можно сказать, что гуашь возникла как разновидность акварели, когда художники, чтобы достичь плотности красочного слоя, стали добавлять в акварель белила. В середине девятнадцатого века началось фабричное производство гуаши. Это превратило ее в самостоятельную краску.

Гуашевые краски густые и непрозрачные, покрытия — матовые. Разбавлять гуашь можно всеми разбавителями, которые используются для разбавления акварели, натуральноклеевых красок и темперы.

Темпера. Темпера — одна из самых древних художественных красок. Ее цвет необыкновенно стоек, почти не блекнет ни от времени, ни от внешних воздействий. Темперная живопись, если она не покрыта лаком, имеет бархатистую матовую поверхность. Связующим для темперы могут служить самые разные эмульсии. Поэтому видов темперы много. Классическая темпера — яичная. Яичный желток, на котором она замешивается, сам по себе является натуральной эмульсией. Яичная темпера предназначена для лессировочной многослойной живописи, толстый слой краски будет трескаться. Многократные наложения красочных слоев яичной темперы не уничтожают свежести цвета. Мазок высыхает очень быстро, поэтому он практически не смешивается с соседними. Перекрывающие друг друга мазки полупрозрачной краски создают ощущение глубины. Темперная живопись может быть покрыта лаком или отполирована мягкой тканью до блеска. Яичную темперу не рекомендуется разбавлять водой. Чтобы сделать краску жиже, лучше добавить еще немного яичного желтка или желтка с белком.

Известковые и цементные краски. Оттенок этих красок после высыхания всегда светлее, чем цвет раствора. Известковые краски можно использовать в сырых и холодных помещениях, где клеевая краска держаться не будет. Они применяются для наружных и внутренних окрасок по кирпичу, штукатурке, камню, бетону, а также по дереву, в случае если окраска рассчитана на недолгий срок.

Цементные краски используются для наружной окраски каменных, кирпичных, бетонных, оштукатуренных и других пористых поверхностей. Связующим для пигментов в известковых красках служит известь. А для цементных — цемент. Важным свойством цемента и извести является то, что при взаимодействии с водой они образуют пластичную массу, которую можно нанести на поверхность. После высыхания эта масса становится очень твердой и прочной. Поэтому цемент и известь — основные компоненты строительных и штукатурных растворов. Если в такой раствор добавить пигмент, то он может быть использован как краска. Хотя, по существу, это цветная штукатурка. Известковые и цементные краски нельзя наносить на ранее окрашенную поверхность.

Также краски могут быть приготовлены на гипсе с добавлением клея. Ими пользуются бутафоры. Разбавитель для этих красок не нужен — состав сразу готовится той консистенции, которая необходима для работы.

Силикатные краски. Силикатные краски дают прочную, атмосферостойкую, хорошо прилипающую к поверхности пленку. Они предназначены для окрашивания внутренних и внешних кирпичных, бетонных, каменных и оштукатуренных поверхностей. Для окрашивания железа их использовать нельзя — железо от них ржавеет. Кроме того, силикатными красками красят деревянные изделия и сооружения для уменьшения их горючести.

Связующим для силикатной краски является водный раствор жидкого (растворимого) стекла. Жидкое стекло по своей природе родственно обычному стеклу. Оно получается в результате плавления кварцевого песка с добавками, содержащими калий или натрий. Результат плавления — твердое вещество. Его измельчают, а затем порошок растворяют в воде. Получается клейкий состав, который может быть использован в качестве связующего для пигментов. В сущности, силикатные краски — это вариант клеевых, где жидкое стекло выступает в качестве клея. В промышленности выпускаются силикатные краски в виде пасты. Перед употреблением их разводят кипяченой водой.

Есть двухкомпонентные силикатные краски, когда порошкообразный пигмент (с наполнителями и добавками) и раствор жидкого стекла смешивают непосредственно перед работой.

Водно-дисперсионные краски. На сегодняшний день это самые современные и самые популярные краски. Во всем мире именно они постепенно вытесняют из употребления и натуральноклеевые, и алкидные, и практически все остальные виды традиционных красок. Однако именно об этих красках пользователи знают меньше всего.

 

В начале прошлого века в лакокрасочной индустрии произошел настоящий переворот. Были созданы совершенно новые краски. Сначала они были очень дорогим, эксклюзивным материалом для живописи. Но в 70-е годы их стали широко применять в малярном деле. Как художественный материал водно-дисперсионные краски соединяют в себе особенности акварельной и масляной живописи. Как материал для декорирования они обладают целым списком достоинств.

Водно-дисперсионные краски очень удобны в работе, не имеют резкого запаха, не токсичны и не огнеопасны. Они быстро высыхают. Покрытия, сделанные водно-дисперсионными красками, легко прилипают к древесине, бетону, кирпичу и даже к старым покрытиям без специальной подготовки поверхности. Они хорошо противостоят агрессивным воздействиям окружающей среды. Благодаря устойчивости к действию щелочи эти краски можно наносить по свежей (не полностью высохшей) штукатурке и цементу. Поэтому водно-дисперсионные краски применяют не только для внутренних, но и для наружных покрытий. Причем такие покрытия паро- и воздухопроницаемы. Словом, у них практически нет отрицательных свойств. Кроме одного — до 2000 года в их палитре не было глубоких, насыщенных оттенков. Поэтому когда был нужен сочный, яркий цвет, воднодисперсионные краски не могли помочь. Несколько лет назад эта проблема была в значительной степени решена. В каталогах компаний, производящих краски, появился весь спектр цветов. Сейчас водно-дисперсионные материалы практически заменили собой алкидные. Даже двери и плинтусы, которые традиционно покрывались ими, теперь красят воднодисперсионными красками. Кстати, автомобильная промышленность также перешла на них.

Справедливости ради надо сказать, что в отношении некоторых цветов воднодисперсионные краски все еще уступают масляным (алкидным). Так, до сегодняшнего дня насыщенный красный цвет дают только масляные либо нитрокраски. Но, видимо, в ближайшем будущем и эта проблема будет преодолена. Ведь над усовершенствованием водно-дисперсионных красок постоянно работают специалисты.

Благодаря этому у этих красок с каждым днем все больше достоинств и все меньше недостатков. Кстати, в живописи эти краски и раньше, и теперь называют акриловыми. Водно-дисперсионные краски — сложные, профессиональные современные материалы высокого качества. В их состав, кроме пигмента и связующего, введено множество функциональных и декоративных добавок. Однако их номенклатуру узнать нельзя. Точный рецепт краски — это коммерческая тайна. Взамен потребитель получает подробную этикетку, где сказано, для каких именно целей предназначена краска и каковы ее возможности. Водно-дисперсионные краски необратимы. Прочность покрытий может быть дополнительно усилена добавлением в краску специального состава — отвердителя. В качестве растворителя для всех воднодисперсионных красок используется вода или процентный раствор аммиака. В качестве разбавителей применяются только профессиональные материалы. Им, главным образом, и посвящена эта книга. Разбавители, то есть глезали, являются универсальными, они подходят к любой разновидности водно-дисперсионных красок.

Масляные краски. Очень долго именно масляные краски были наиболее употребимыми в живописи и малярном деле. У них замечательная цветопередача, уникальная укрывистость, и они очень прочные. Недостатком является неприятный запах и... цена.

Связующим для художественных масляных красок является растительное масло. Но не всякое растительное масло, а только то, которое отвечает определенным требованиям. Выбор масел отчасти диктует набор применяемых пигментов. Иногда для связующего готовится смесь масел. Для производства художественных масляных красок используют масла холодного отжима. Льняное масло высыхает относительно медленно (5—6 суток). Для того чтобы ускорить его высыхание, масло варят. В результате такой обработки получается вареное масло — олифа. Олифа полностью высыхает через сутки. Именно она является связующим веществом для пигментов в малярных масляных красках. Натуральную олифу варят из льняного или конопляного масла.

У российской олифы резкий неприятный запах, она долго сохнет, но образует очень прочную пленку. Олифу при-меняют не только в качестве связующего для красок. Раньше ей покрывали танковую броню, чтобы избежать ржавчины. Олифу используют иконописцы для финального покрытия икон.

Лучшим разбавителем для художественных масляных красок является тройник — смесь скипидара, масла и лака. В классическом тройнике эти компоненты присутствуют в равных долях. Однако каждый художник может составить собственный рецепт, варьируя компоненты и пропорции.

Малярные масляные краски перед работой разбавляют уайт-спиритом, бензином, керосином. Разные разбавители по-разному влияют на свойства краски. Сегодня масляные краски на натуральной олифе в малярной практике употребляются редко. Их производством занимаются только в двух странах: в России и Голландии. Голландские краски — дорогие, предназначены для реставрационных работ.

Алкидные краски. Сейчас для малярных работ вместо классических масляных используются алкидные краски. Это более современный состав с улучшенными свойствами. По виду эти краски мало отличаются от масляных, но значительно превосходят их по эксплуатационным характеристикам.

 

Пленки алкидных красок более твердые, атмосферо- и светостойкие. Производство более дешевое. С помощью алкидных красок можно получить глянцевую или даже зеркальную поверхность. Они применяются для внутренних и наружных отделочных работ. Являются высокотоксичными и пожароопасными материалами. Алкидные краски приготовлены на алкидных олифах. Алкидные олифы — это сложное химическое соединение, компонентами которого являются синтетическое вещество — алкидная смола — и натуральное растительное масло. Для алкидных красок применяются те же разбавители, что и для масляных. Все, что написано выше о взаимоотношении масляных малярных красок с разбавителями, касается и алкидных красок. Но сегодня уже нет нужды самому подбирать состав разбавителя. Поскольку существуют профессионально приготовленные разбавители и глезали. Они подходят и для алкидных, и для масляных красок.

Когда-то алкидные краски вытеснили из употребления масляные на натуральных олифах. Сейчас они сами все больше уступают место материалам на водной основе. Сфера применения алкидных красок в интерьере с каждым годом сужается. Однако в некоторых областях они по-прежнему остаются уникальным и незаменимым инструментом декоратора. Так, алкидные краски используются для создания специальных эффектов. Ими, например, красится дорогая мебель и тонируется золото.

Восковые краски. Живопись восковыми красками — это очень древняя художественная практика. Прелесть в том, что ее цвет в течение многих веков, по сути, навсегда сохраняется свежим, а красочный слой неповрежденным. Но в то же время это самая сложная живописная техника. Связующим для восковых красок служит воск. Воск влагоустойчив. Этим свойством и объясняется то, что восковая живопись почти не подвластна времени. Техника живописи, выполненная сильно подогретыми восковыми красками, называется энкаустикой.

Восковые краски не разбавляют, а немного размягчают скипидаром или уайт-спиритом. Чтобы мазок выглядел прозрачным, в воск просто добавляют меньше пигмента.

Нитрокраски. Это краски, образующие очень прочные покрытия. Они удобны в работе, поскольку быстро сохнут. Нитрокраски образуют очень тонкий слой, повторяющий все неровности основы. Нитрокраски могут создавать покрытия с разнообразными декоративными свойствами — с трещинами, зеркальным блеском, матовые и другие. У нитрокрасок очень красивый естественный блеск. Отрицательными свойствами этих красок являются запах, неэкологичность и пожароопасность. Разновидностей нитрокрасок очень много. Последние 50 лет ими покрывали мебель и автомобили, холодильники и утюги. Они годятся для работы по металлу, дереву, даже по тканям и коже.

Связующим для нитрокрасок служит раствор нитроцеллюлозы в специальном составе. Нитроцеллюлоза — это синтетическое вещество, из которого раньше делали кинопленку. Специальный состав, в котором растворяют нитроцеллюлозу, — композиция из различных растворителей. Для нитрокрасок употребляют исключительно профессионально приготовленные разбавители фабричного производства, в состав которых входит много компонентов. Это может быть, например, такая смесь: этилацетат — 10%, бутилацетат — 15%, амилацетат — 10%,бензол — этиловый (винный) спирт — 5%, ацетон — 5%.

Другие спиртовые краски.Эта группа красок объединяет тушь, чернила, морилки — специальные пропитки для дерева, и бейцы — составы, которыми покрывают пианино и рояли.

Морилка — это пигмент, размешанный в растворителе (разбавителе). Морилка затекает в поры, затем ее жидкая составляющая испаряется, а пигмент, проникая в материал, окрашивает его. Существует несколько видов морилок. Водные морилки (пигмент, размешанный в воде) предназначены для окрашивания бумаги, ткани, бетона и дерева. Спиртовые морилки (пигмент, размешанный в спирте, традиционно — метиловом) служат для окрашивания дерева. Именно по отношению к этим материалам в России употребляется название «морилка». Масляные морилки (пигмент в масле) также служат для окрашивания дерева. Кислотные морилки (пигмент в кислоте) окрашивают бетон и железо (попутно делая его гигроскопичным). Важно не путать морилки с протравами. Протравы окрашивают поверхность, точнее, меняют ее цвет за счет химических изменений в материале, из которого эта поверхность сделана. Морилки окрашивают за счет «внесения», транспортировки пигмента в глубь поверхности. Бейцы — специальные материалы, представляющие собой спиртовой лак, разведенный до очень жидкого состояния и подкрашенный пигментом.

На самом деле, сильно разведенный лак называется политурой. Жидкая консистенция дает возможность наносить политуру очень тонким слоем, и таких слоев может быть много. В результате отделки политурой получается красивая глубокая поверхность.

Существует три вида политур: традиционная спиртовая, масляная и нитрополитура. Последняя выпускается только в Америке. Политуры применяются для отделки дерева. В спиртовую политуру может быть введен пигмент. Например, для отделки рояля используют черный. Бейцами называют подкрашенные спиртовые политуры. 

Морилки, чернила, тушь являются пропитками. Так как спирты позволяют ввести в себя большое количество пигмента и, кроме того, летучи, то такие краски очень быстро сохнут. При этом спиртовые краски не имеют никаких свойств, кроме декоративных, и несут исключительно цвет. Разбавляют спиртовые краски специальными разбавителями. Пропитанные морилками и бейцами поверхности покрывают лаками.

Эпоксидные краски. Эти краски внешне напоминают масляные. Однако у них нет декоративных свойств масляных красок. Зато эпоксидные краски обладают водо- и щелочестойкостью. Поэтому ими можно окрашивать поверхности, которые нужно часто мыть, например полы и мебель в медицинских учреждениях. Они экологичны. Эпоксидными красками допустимо работать на металле, дереве, бетоне. Декоратор обращается к эпоксидным краскам, если ему необходимо, например, расписать дно бассейна. Хотя и для этой задачи уже существуют более совершенные краски на водной основе.

Главный компонент связующего эпоксидных красок — синтетическое вещество, эпоксидная смола, растворенная в специальном составе. Выпускается эпоксидная краска обычно в двух отдельных емкостях. В одной находится непосредственно краска, а в другой — отвердитель. Такие составы называются двухкомпонентными. Содержимое емкостей смешивается непосредственно перед нанесением. Именно отвердитель придает краске прочность.

Для разбавления краски рекомендуются составы, применяемые для нитрокрасок, ацетон. Хотя сейчас уже есть и водорастворимые эпоксидные краски.

Другие краски. Есть специальные краски для пластмассы и гранита, для росписи подводных лодок и живописи по бархату. Есть целый класс красок для полиграфии. Полиграфические краски очень похожи по своим параметрам на малярные: это пигменты, размешанные в олифах, масляных лаках или летучих растворителях.

Не стоит забывать и о фломастерах, восковых мелках, пастели — это тоже краски. Вы можете встретить нефтеполимерные, кремнийорганические, фенольные, битумные, изопреновые и многие другие краски. Разные производители, как правило, продают похожие краски под разными названиями. Единственный способ правильно работать с такими красками — внимательно читать этикетку и использовать только рекомендуемые профессионалами составы, делать пробы и образцы. Более того, сейчас появляются материалы, обладающие совершенно непривычной для нас комбинацией свойств. Например, традиционные масляные краски дают красивое глянцевое покрытие. Но при работе с ними мы вынуждены использовать пахучие, грязные и часто вредные растворители. И вот на рынке появляется водорастворимая масляная краска. Или акварель, которая, высохнув, уже не растворяется водой. Раньше декораторы учились использовать достоинства каждой краски и мирились с ее недостатками. Сегодня возможно без труда подобрать состав с подходящими свойствами и наименьшим количеством ограничений. Не исключено, что в скором времени декоратор сможет заказать и получить материалы вообще с любым сочетанием декоративных и технологических свойств. Изучение различных типов красок помогает декоратору лучше понимать то, из чего он создает красивые вещи.






Дата добавления: 2018-04-26; просмотров: 699;


Поделитесь с друзьями:

Вы узнали что-то новое, можете расказать об этом друзьям через соц. сети вверху.

Поиск по сайту:

Введите нужный запрос и Знаток покажет, что у него есть.
Znatock.org - Знаток.Орг - 2017-2019 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.021 сек.